Российский государственный сегмент. Соиб. анализ. российский государственный сегмент сети интернет или rsnet. III. Процедура подключения информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к сети "Интернет" через сеть RSNet

Российский сегмент сети Интернет: от зарождения до национального домена

С. В. Пинягин

Возникновение Интернета на рубеже XX–XXI вв. вызвало «вторую революцию» и новый этап в развитии исторической информатики. В конце 1990-х гг. (и особенно с начала XXI в.) сетевые технологии занимают все более заметное место в арсенале исторической информатики.

Появление Интернета явилось результатом определенных социально-экономических и научно-технических предпосылок. Во второй половине ХХ в. многие страны вступили в постиндустриальную цивилизацию, которая создала необходимые социально-экономические и технические предпосылки для возникновения компьютерной техники и сетевых технологий.

Свою историю Интернет начинает с 1962 г., когда молодой американский ученый Дж. С. Ликлидер написал работу, где высказал идею глобальной сети, которая бы обеспечивала каждому жителю Земли доступ к данным и программам из любой точки земного шара. В октябре того же года Ликлидер стал первым руководителем отдела ARPA (Advanced Research Projects Agency, позже DARPA – Агентство по внедрению научно-исследовательских проектов передовой технологии при Министерстве обороны США). В 1964 г. практически одновременно в MIT, RAND Corporation и Great Britain National Physical Laboratory (GBNPL) были развернуты работы по созданию технологий надежной передачи информации. Появилась идея коммутации пакетов, суть которой сводилась к тому, что любая информация, передаваемая по сети, разбивается на несколько частей (пакетов), которые затем независимо друг от друга перемещаются различными путями (маршрутами), пока не достигнут адресата. Сетевые идеи развивались на фоне постоянно совершенствующейся аппаратной платформы компьютеров.

Вначале предполагалось, что специализированная компьютерная сеть ARPANet объединит внутренние сети ряда исследовательских лабораторий и университетов США, работающих на оборону .

В середине 1970-х гг. DARPA заинтересовалось организацией сети с коммутацией пакетов для обеспечения связи между научно-исследовательскими институтами. DARPA и другие правительственные организации понимали, какие потенциальные возможности скрыты в технологии сети с коммутацией пакетов; они только что начали сталкиваться с проблемой, с которой сейчас приходится иметь дело практически всем компаниям, а именно: с проблемой связи между различными компьютерными системами.

Поставив задачу добиться связности гетерогенных систем, DARPA финансировало исследования, проводимые Стэндфордским университетом и компаниями Bolt, Beranek и Newman (BBN) с целью создания ряда протоколов связи. Начиная с 1976 г., DARPA финансирует исследования в Беркли, ученые которого ведут работы по модифицированию Unix и созданию протокола TCP/IP. Этот протокол со временем стал наиболее популярным протоколом сетевого взаимодействия и стандартом de facto для реализации глобальных сетевых соединений в силу открытости, масштабируемости и за счет предоставления одинаковых возможностей глобальным и локальным сетям.

Результатом этих работ, завершенных в конце 1970-х гг., был комплект протоколов Интернет, из которых наиболее известными являются Transmission Control Protocol (TCP) и Интернет Protocol (IP) .

Технология DARPA включает набор сетевых стандартов, описывающих детально процесс взаимодействия компьютеров, а также ряд соглашений при взаимодействии сетей и маршрутизации трафика. Официально называемый Связкой межсетевых протоколов TCP/IP (а в обыденной речи – TCP/IP по именам двух основных стандартов), он может использоваться для взаимодействия компьютеров с помощью неограниченного числа сетей.

Частью того, что делает Интернет столь полезным, является почти повсеместное его использование, а также его размеры и темпы роста объединенного Интернета. С 1979 г. в проект TCP/IP включилось так много исследователей, что DARPA образовало неформальный комитет для координации и управления разработкой протоколов и архитектур развивающегося объединенного Интернета. Группа по конфигурации и управлению Интернетом (ICCB) регулярно собиралась до 1983 г., когда она была реорганизована. Объединенный Интернет начал существовать с 1980 г., когда DARPA начало устанавливать на машинах, присоединенных к его исследовательской сети, новый протокол TCP/IP.

ARPANet вскоре после создания стала магистральной сетью нового Интернета и была использована для большинства из ранних экспериментов с TCP/IP. Переход к технологии Интернета был завершен в январе 1983 г., когда секретариат Министерства обороны США установил, что все компьютеры, присоединенные к глобальным сетям, используют TCP/IP.

Но в середине 1980 г. стало ясно, что центральная база данных не эффективна. Были разработаны новые протоколы, и стала использоваться система имен по всему объединенному Интернету, которая позволяла любому пользователю автоматически определять адрес удаленной машины по ее имени. Известный как Доменная система имен (DNS), этот механизм основывается на машинах, называемых серверами имен, отвечающих на запросы об именах. Национальный научный фонд (NSF), Министерство энергетики (DOE), Министерство обороны (DOD), Агентство по здравоохранению (HHS) и NASA взаимодействуют друг с другом, используя TCP/IP для соединения большого числа их исследовательских центров с центрами DARPA .

Получившаяся сеть, известная как объединенный Интернет, позволила исследователям всех связанных институтов разделять информацию с коллегами по всей стране так же легко, как если бы они были в соседней комнате. Таким образом, Интернет продемонстрировал жизнеспособность технологии TCP/IP и показал, как можно объединить большое количество разнообразных базовых сетевых технологий.

Объединенная сеть состоит из набора связанных сетей, которые взаимодействуют как единое целое. Главным преимуществом Интернета является то, что он обеспечивает универсальное взаимное соединение, позволяя в это же время отдельным группам использовать любое сетевое оборудование, подходящее для их целей.

Развитие компьютерной техники привело к созданию вычислительных сетей. Первоначально они использовались как локальные вычислительные сети (ЛВС) для создания автоматизированных систем в отдельных фирмах и организациях. Основными разработчиками ЛВС были фирмы Novell и IBM. На основе локальных сетей, соединявших отдельные вычислительные центры организаций, впоследствии возникла глобальная сеть.

Важно понимать, что Интернет не является новым видом физической сети. На самом деле, это метод взаимного соединения физических сетей и набор соглашений для использования сетей, которые позволяют компьютерам взаимодействовать друг с другом.

Итак, ARPANet был ключевым этапом развития всемирной сети, обеспечив надежный способ передачи данных – коммутация пакетов TCP/IP. Впоследствии на его основе были созданы университетские сети США.

Одновременно с США телекоммуникационные сети создавались в Европе. Ebone – крупнейшая европейская опорная сеть, соединяющая более 70 сетей регионального масштаба в 30 странах с глобальным Интернетом. Опорные точки Ebone размещены в Париже, Стокгольме, Амстердаме, Женеве, Вене, Мюнхене и Лондоне. Сеть Ebone соединена с Интернетом США несколькими трансатлантическими каналами общей мощностью 15 Мбит/с.

Второй крупной европейской сетью является Dante-Europanet, связывающая сети национальных университетов и научных центров по всей Европе и предлагающая полную связность с глобальной сетью Интернет для научного сообщества в Европе. Точки присутствия Europanet созданы в 17 европейских странах. Europanet начала функционировать в 1992 г. DANTE была организована в июле 1993 г. В мае 1995 г. DANTE заключила с ВТ (British Telecom) контракты на 7 млн ECU на развитие опорно-транспортной структуры Europanet. Согласно этому договору к октябрю 1995 г. были выполнены работы по развитию западного участка Europanet .

Развитие сетевой инфраструктуры в России началось позже, с конца 1980-х гг. Количество хостов в российском Интернете пока только приближается к 0, 5% от мирового, однако темпы роста Интернета в России в среднем не только не уступают, но и несколько превосходят среднемировые, при этом достаточно устойчивы.

В начале 1990-х гг. возникли крупнейшие российские провайдеры: Релком, Демос, Гласнет, Роснет, Ростелеком, Рунет и др.

Старейшей российской компанией является АО «Релком». На примере ее истории можно проследить становление российского сегмента Интернета.

В 1982–1983 гг. в Институте атомной энергии им. И. В. Курчатова с участием специалистов ряда других НИИ были начаты работы по созданию отечественной операционной системы типа Unix, получившей название ДЕМОС – Диалоговая единая мобильная операционная система. ОС UNIX – сетевая операционная система, «подарившая» миру Интернет. Распространение ОС ДЕМОС в нашей стране создало благоприятные предпосылки для создания глобальной сети и на территории бывшего СССР.

В августе 1990 г. основана компьютерная сеть Релком (от RELiable COMmunications – надежная связь) на базе РНЦ «Курчатовский институт». Уже к концу года было подключено около 30 организаций, среди которых были центры российской науки в Серпухове, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Дубне. Сеть базировалась исключительно на технологии электронной почты, причем с возможностью переписки и на русском языке. Первый сеанс связи проведен 28 августа 1990 г. с Финляндией по международному телефону. Состоялся выход в Глобальную сеть. В сентябре 1990 г. зарегистрирован домен верхнего уровня SU .

В июне 1992 г. сеть была официально зарегистрирована в Брюсселе под названием EUnet/Relcom и стала крупнейшей на европейском континенте. 7 апреля 1993 г. международные организации зарегистрировали российский домен «RU».

Одновременно было создано Акционерное общество «Релком». При активном участии АО «Релком» и использовании возможности сети EUnet/Relcom начата реализация проекта создания научной некоммерческой сети RELARN, головной организацией которой является РосНИИРОС.

Одной из крупных сетей российского сегмента Интернет является Федеральная университетская компьютерная сеть RUNNet (Russian UNiversity Network). Работы по ее созданию начались летом 1994 г. в рамках Государственной научной программы «Университеты России» и проводились в дальнейшем по программе «Информационные сети высшей школы».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 мая 2015 г. N 260 "О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации"* и в целях обеспечения доступа государственных органов и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" приказываю :

1. Утвердить Положение о российском государственном сегменте информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (прилагается).

2. Признать утратившим силу приказ ФСО России от 7 августа 2009 г. N 487 "Об утверждении Положения о сегменте информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 4 сентября 2009 г., регистрационный N 14705).

Директор Федеральной службы охраны

Российской Федерации

генерал-майор Д. Кочнев

* Cобрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 21, ст. 3092.

Приложение

Положение о российском государственном сегменте информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Порядком подключения информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещения (публикации) в ней информации через российский государственный сегмент информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 мая 2015 г. N 260 "О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации"*, и определяет процедуру и технические условия подключения информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее именуется - сеть "Интернет") и размещения (публикации) в ней информации через российский государственный сегмент сети "Интернет" (далее именуется - сеть RSNet).

2. Сеть RSNet является элементом российской части сети "Интернет", который включает в себя информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети, находящиеся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации (ФСО России).

3. Сеть RSNet используется для подключения к сети "Интернет" предназначенных для взаимодействия с ней государственных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей государственных органов, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также для размещения (публикации) в сети "Интернет" информации государственных органов и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

4. Подключение информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к сети "Интернет" и размещение (публикацию) в ней информации через сеть RSNet осуществляет Служба специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее именуется - оператор сети RSNet).

5. Оператор сети RSNet взаимодействует:

а) с операторами связи, оказывающими услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", организациями, связанными с обеспечением функционирования и регулирования сети "Интернет", и организациями, предоставляющими информационно-коммуникационные сервисы и услуги, в том числе в области обеспечения информационной безопасности;

б) с государственными органами и организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в рамках их подключения к сети "Интернет", а также размещения (публикации) в ней информации через сеть RSNet;

в) с организациями на основе государственно-частного партнерства в целях создания, поддержания и развития сервисов и услуг, позволяющих сформировать единое информационно-коммуникационное пространство российского государственного сегмента сети "Интернет".

II. Технические условия подключения к сети "Интернет" и размещения (публикации) в ней информации через сеть RSNet

6. Технические условия подключения к сети "Интернет" и размещения (публикации) в ней информации через сеть RSNet (далее именуются - Технические условия) определяются Соглашением о подключении к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещении (публикации) в ней информации через российский государственный сегмент сети "Интернет" (сеть RSNet) (далее именуется - Соглашение) и включают в себя следующие технические параметры подключения:

а) технологическая площадка, через которую осуществляется подключение;

б) тип канала связи;

в) скорость передачи данных;

г) логические характеристики подключения;

д) требования по обеспечению информационной безопасности.

III. Процедура подключения информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к сети "Интернет" через сеть RSNet

7. Процедура подключения информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей государственных органов и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, к сети "Интернет" через сеть RSNet включает в себя следующие этапы:

а) обращение государственного органа или организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в адрес оператора сети RSNet;

б) заключение Соглашения;

в) организация подключения информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей государственного органа и (или) организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее именуются - пользователи сети RSNet), к сети "Интернет" через сеть RSNet в соответствии с Техническими условиями.

IV. Процедура размещения (публикации) информации в сети "Интернет" через сеть RSNet

8. Размещение (публикация) информации пользователей сети RSNet в сети "Интернет" через сеть RSNet обеспечивается путем подключения их информационных систем к сети RSNet или посредством размещения их информации с использованием системы центров обработки данных оператора сети RSNet в случае наличия у него технической возможности.

9. Процедура размещения (публикации) информации пользователей сети RSNet в сети "Интернет" с использованием системы центров обработки данных оператора сети RSNet включает в себя следующие этапы:

а) обращение пользователя сети RSNet в адрес оператора сети RSNet;

б) организация размещения (публикации) информации пользователя сети RSNet в сети "Интернет" с использованием системы центров обработки данных оператора сети RSNet в соответствии с Техническими условиями.

V. Заключительные положения

10. Оператор сети RSNet организует и обеспечивает поддержание, эксплуатацию, развитие и информационную безопасность сети RSNet, в том числе с использованием ведомственного сегмента государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации.

11. Разработанные оператором сети RSNet информационные материалы, касающиеся вопросов функционирования сети RSNet, в том числе подключения информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к сети "Интернет" и размещения (публикации) в ней информации через сеть RSNet, размещаются (публикуются) на официальных информационных ресурсах сети RSNet.

12. Поддержание, эксплуатация, развитие и обеспечение информационной безопасности информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, являющихся частью сети RSNet и находящихся в ведении ФСО России, осуществляются за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете ФСО России.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 21, ст. 3092.

Опубликован приказ ФСО России «Об утверждении Положения о российском государственном сегменте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» .

Как писал сайт, проект приказа был в августе. Принципиальных изменений в итоговый документ внесено не было.

Напомним, что в мае прошлого года президент РФ Владимир Путин подписал указ «О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации», который предполагает . Согласно этому документу, сеть передачи данных, базирующаяся на интернет-технологиях и использующая каналы связи общего пользования, находящаяся в ведении ФСО, должна быть преобразована в российский государственный сегмент Интернета.

Работа через госсегмент станет обязательной для администрации президента РФ, аппарата правительства РФ, следственного комитета РФ, органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. Они должны подключить свои информационные системы и сети к госсегменту до 31 декабря 2017 года.

Согласно указу президента, условия и порядок подключения к госсегменту Интернета поручено определять ФСО. Также на службу возложены работы по его организации и обеспечению работоспособности.

Сеть RSNet (она же «российский государственный сегмент сети «Интернет») используется для подключения к Интернету государственных информационных систем и информационно-телекоммуникационных ‎сетей государственных органов, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами», ‎а также для публикации в Интернете «‎информации государственных органов и организаций, созданных ‎для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

Подключение к сети RSNet предполагается по защищённым каналам, надзором за которым станет заниматься служба. Размещение информации в сети также будет контролироваться ФСО: для публикации сведений пользователь должен будет обратиться к оператору сети RSNet.

Летом президент Владимир Путин подписал поручение правительству до 1 января 2017 года разработать и внести в Госдуму федеральный закон о .

Кроме того, президентом поручено правительству организовать поэтапный переход органов власти, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления на использование российских криптографических алгоритмов и средств шифрования при электронном взаимодействии между собой, с гражданами и организациями. Поручение направлено на обеспечение безопасности данных, передаваемых при электронном взаимодействии органами власти и получении госуслуг гражданами. Поручение необходимо выполнить до 1 декабря 2017 года.

Напомним также, что Минкомсвязью России совместно с ПАО «Ростелеком» ведутся работы по созданию Единой сети передачи данных (ЕСПД). В 2015 году решение об использовании ЕСПД уже приняло шесть ведомств.

Владимир Путин подписал указ, по которому в России появится «государственный сегмент сети «Интернет». Документ можно найти на портале правовой информации. Закон вступает в силу с момента публикации. Согласно этому указу, сетевые ресурсы органов власти России и ее субъектов становятся «российским государственным сегментом» интернета.

Что такое «российский государственный сегмент»?

Из указа это непонятно. Судя по документу, все ресурсы органов госвласти объединят в отдельную сеть. Доступ к ним будет осуществляться по зашифрованным каналам. При этом непонятно, речь идёт о HTTPS или каком-то другом типе защищённого соединения. Заниматься созданием специальной сети будет ФСО за счёт бюджетных средств. При этом порядок подключения к «государственному сегменту» органов власти является добровольным. Во всяком случае в указе речь идёт только о «рекомендации» для Госдумы, СовФеда, Счётной палаты, судов и прокуратур, подключить свои ресурсы к новой сети.
В новом «государственном сегменте» госорганы должны будут предоставлять информацию о своей деятельности. Чем эти обновлённые ресурсы будут отличаться от тех, что существуют в настоящий момент, неизвестно.

Это означает, что у российских госорганов будет свой собственный интернет?

Нет. Это именно что «сегмент», подключённый к глобальной сети, но обособленный при помощи специального фильтра. Его отличие в том, что доступ к нему будет защищён особым образом. Заниматься организацией защиты будет ФСО. Что именно она будет делать, пока непонятно. Но известно, что речь идёт не только о шифровании соединения, но и о создании системы обнаружения и предотвращения кибератак.
При этом нельзя сказать, что раньше органы госвласти действовали в Сети бесконтрольно. Согласно утратившим с новым указом силу положениям прошлого подобного документа (от 17 марта 2008 года), организацией доступа госорганов в интернет занималась та же ФСО. Просто теперь она будет не только «поддерживать и развивать», но и охранять.

Зачем это нужно властям?

Чтобы обеспечить «информационную безопасность» государства. Основная проблема — это кибератаки. В Кремле и Правительстве работают над этой темой довольно давно, но в 2014 году активизировались. Так, в октябре прошло совещание Совбеза РФ по этому вопросу. Путин, правительство, силовики обсуждали, может ли Запад отключить Россию от глобального интернета (о том, почему это маловероятно, можно прочитать )

Что известно о кибератаках на российские госорганы?

Мало. На этой неделе в Новосибирске амнистировали хакера, который попытался в августе 2014 года взломать сайт Кремля — безуспешно. 8 мая о взломе сайта сообщили в Следственном комитете. В апреле 2014 года неизвестные взломали сайт одного из думских комитетов и разместили там антироссийские лозунги. Чуть раньше то же самое произошло с сайтом «Российской Газеты». В конце декабря 2013 года предстал перед судом ещё один неудачливый взломщик сайта президента России.
Однако реальный объём хакерских атак на ресурсы госорганов неизвестен. К примеру, когда в июне 2002 года Кремль запустил новый президентский сайт, за первые три часа его работы хакеры совершили «несколько десятков» попыток его взломать . В 2004 году тогдашний глава ФСБ Николай Патрушев заявил , что его ведомство предотвратило более 600 тыс. попыток взлома госресурсов. С тех пор спецслужбы не озвучивали общую статистику кибератак.

А что будет с рунетом в целом?

Ничего. Во всяком случае после этого документа. Изначально появившийся ещё в 2013 году, проект указа содержал в себе требование для всех операторов организовать систему защиты и самим ставить на своё оборудование ПО по обнаружению кибератак. Заодно из окончательного варианта указа исчезла формулировка о подключении к «государственному сегменту» Администрации президента.